Евгений СеменовВнутренний туризм в России продолжает набирать популярность: аналитики прогнозируют по итогам этого года прирост на 10-15 процентов. Одним из наиболее перспективных сегментов становится агротуризм, причем молодежь все чаще выбирает отдых в деревне, на фермах или в этнопарках. Эксперты отмечают, что за этим форматом будущее — он сочетает доступность, экологичность и уникальный культурный опыт.
Кто в лидерах
По словам директора по федеральным проектам развития Школы управления «Сколково» Ирины Мироновой, среди российских туристов популярны форматы, связанные с гастрономией и локальными практиками. Наибольший спрос приходится на гастрономические туры и этнотуризм — поездки на винодельни и фермерские хозяйства.
Генеральный директор «Агри Партс Рус» Максим Белопухов подтверждает: «Признанный лидер сегодня — гастрономический агротуризм. Этот формат предполагает экскурсии по фермерским хозяйствам с дегустацией их продукции: сыроварни, винодельни, рыбные и молочные хозяйства, пасеки».
Региональная специализация формируется естественным образом. Краснодарский край, Крым и Ростовская область делают ставку на винодельческие маршруты. Центральная Россия — Тульская, Калужская, Московская области — развивает форматы фермы выходного дня. Алтайский край и Карелия сочетают агротуризм с событийными мероприятиями.
Что особенного
Главное преимущество агротуризма — его доступность. По оценке автора канала Woof Travel Vanlife Ларисы Гармаш, по стоимости этот вид туризма значительно доступнее, чем, например, отдых на морских курортах или горнолыжных базах. Еще одна особенность — близость к человеку и простота. «Турист получает возможность жить вблизи природы, питаться натуральными продуктами и видеть уклад, близкий к своему собственному», — говорит Лариса Гармаш.
Кроме того, агротуризм не требует сложной подготовки и подходит для семейного отдыха. Ведущий Telegram-канала «Аллюзия Альберта» Альберт Бодокия отмечает: «Агротуризм характеризуется сравнительной доступностью для широкой аудитории в сравнении с другими видами поездок по России. Это связано с минимальными транспортными затратами, отсутствием необходимости бронировать дорогостоящее жилье».
Между тем агротуризм становится привлекательной нишей для предпринимателей. «Многие фермерские хозяйства, усадьбы и экопарки создают инфраструктуру: гостевые дома, апидомики, кулинарные мастерские, пространства для семейного отдыха», — рассказывает Лариса Гармаш.
Российские туристы выбирают поездки на винодельни и в фермерские хозяйства
Доцент Финансового университета Дмитрий Морковкин подчеркивает экономический эффект: «В 2024-2027 годах планируется увеличение числа туристов до 7 миллионов человек в год. Принимая во внимание фактор инфляции, к 2027 году объем доходов, получаемых фермерами от сельского туризма, может достигнуть 250 миллиардов рублей в год».
В чем сложность
Несмотря на рост интереса, туристическая отрасль сталкивается с целым рядом барьеров. «Плохие дороги, слабые коммуникации — электроснабжение, водопровод, канализация, отсутствие устойчивого интернета — без этого сложно развить инфраструктуру и обеспечить комфортом гостей», — признает Максим Белопухов. Ситуацию осложняет и кадровый вопрос: далеко не везде есть подготовленный персонал, знакомый с туристическим сервисом.
Лариса Гармаш подчеркивает, что многие фермерские хозяйства не могут самостоятельно решить эти задачи. «Необходима господдержка в виде субсидий на создание инфраструктуры, грантов для малых предпринимателей и продвижения проектов на федеральном уровне», — говорит она. По ее словам, агротуризм должен восприниматься как часть внутреннего туризма, а не ниша для энтузиастов.
Ирина Миронова считает, что полезными инструментами могут стать образовательные и информационные меры: включение агротуристических объектов в региональные маршруты, помощь в продвижении и обучении фермеров основам гостеприимства.
Важно, что на уровне законодательства уже происходят важные изменения. Дмитрий Морковкин напоминает: «Следует отдельно отметить последние изменения, внесенные в положения Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», которые позволяют им вести деятельность по оказанию услуг в сфере сельского туризма, включая реализацию своей продукции и размещение гостей».
Куда двигаться
Эксперты сходятся во мнении: агротуризм — один из самых перспективных сегментов российской индустрии гостеприимства. «Его перспективы весьма оптимистичны: спрос на этот вид отдыха ежегодно растет», — говорит Альберт Бодокия.
Ирина Миронова добавляет: «Через агротуризм проще познакомить с народной культурой и жизнью прошлых поколений. К тому же это можно сделать практически в любом регионе — от Калининграда и Кубани до Коми и Якутии».
Лариса Гармаш прогнозирует активное развитие новых продуктов: например, гастрономических туров выходного дня с дегустациями и мастер-классами, новых форматов для автопутешественников с автодомами, семейных программ с акцентом на детский отдых и образовательные активности и так далее.
В целом собеседники «РГ» объясняют перспективность агротуризма тем, что он объединяет несколько ключевых тенденций — стремление к экологичности, поиск аутентичности, гастрономические впечатления и доступность.
«Развитие агротуризма оказывает комплексное влияние на региональную экономику, затрагивая основные элементы устойчивого развития сельских территорий: экономический, социально-культурный и экологический», — подытожил Дмитрий Морковкин.
Источник: rg.ru